10.08.2012

Фотореализм.

3 августа 2012 года в Санкт-Петербурге прошла выставка пермского художника Ивана Лукиных, который работает в жанре фотореализма. Да-да, все это не фотографии, а живопись. Прямо ниже, например: "Ремонт часов" Ивана Лукиных: холст, масло, 98 х 134 см, 2009-2010 – все как положено.

Примерное представление о таком направлении искусства как фотореализм может дать самый популярный сейчас фотосервис Instagram – это тот, что практически не делает неудачных фотографий: с ним котики кажутся милее, образ – эффектней, еда – вкуснее. Простой эксперимент с фильтром, скажем, Brannan поможет чуть-чуть приблизить тарелку с салатом к живописной красоте полотен фотореалистов. Ниже опять же живопись, но в идеальном мире можно было бы представить примерно такой фотопост в собственной френдленте от какого-нибудь гурмана.

С появлением фотографии те живописцы, которые краски и кисточки использовали для того, чтобы точно что-либо воспроизвести, почувствовали себя не у дел. Действительно, зачем тратить время, чтобы на холсте запечатлеть, скажем, лицо милой сердцу дамы, если можно заполучить ее портрет нажатием одной кнопки. Но нашлись и те художники, кто решил вооружиться и фотоаппаратом, и красками, и создать что-то новое – сделать на основе фотоснимков картины, которые с фотографической точностью воспроизводят содержание кадра. Технологически это выглядело так: кадр проецируют на холст в большем масштабе и отрисовывают. Кто-то впрочем, обходился и без проекций.

Работы фотореалистов трудно с чем-то перепутать, но вот, на всякий случай, несколько правил. Композиция должна напоминать фотографию – то есть края будут безжалостно все обрезать.

Любимый спорт фотореалиста – как можно точнее передать светотени, которые фотография регистрирует автоматически. Поэтому на картинах фотореалиста чаще всего будет изображено то, на чем можно в этом потренироваться, что-то сильно светоотражающее: вода, стекло, вода в стекле и так далее.

Поход на вернисаж – именно так модно называть открытие выставки среди знатоков – уже прочно занял свое место в расписаниях светской жизни. Чтобы блеснуть там не только новым аксессуаром, но и пониманием искусства, хорошо бы представлять себе его более-менее глубокий смысл. В случае с фотореализмом в общих чертах можно будет поговорить о контрасте между незначительностью изображаемого объекта и объемом потраченных на него усилий. И если даже один из ключевых для фотореализма моментов – безоценочность и безэмоциональность, вполне можно поверить, что шарики из набора детских игр вполне достойны отражать вечность, а бокалы, пусть даже пока с водой, всегда несут обещание долгого и прекрасного вечера.

AZORI в социальных сетях